Рельефные пособия - пожалуй, самый существенный способ компенсации отсутствия зрительного опыта у ребенка с нарушениями зрения. Именно тактильное восприятие и работа с рельефными моделями дают возможность ему получить представление об окружающем мире, подготовиться к общественной жизни.
Первые попытки ввести в обучение слепых детей рельефные пособия начались с появлением первых школ для слепых. С самого начала внимание педагогов было направлено именно на тактильное восприятие, дающее ребенку возможность изучать близкие предметы. Барельефные модели для слепых точно передают свойства реального предмета, его размеры, структуру и форму. Они позволяют слепому сформировать правильный осязательный образ предмета и получить о нем как можно более полное представление.

Специализированные рельефные пособия_8Наглядными пособиями в школах для слепых детей могут являться и модели, где повторяются все свойства предмета, за исключением масштаба. Их же часто используют и музеи для слабовидящих и слепых. Такие "уменьшенные копии" позволяют слепому ознакомиться с крупными предметами. Кроме того, распространены макеты, которые точно повторяют только форму предмета либо же имеют в дополнение к форме какие-либо условные обозначения. Помимо них, в последние годы также широко применяются рельефные изображения на плоскости - рисунки, чертежи, схемы и т.д.

И все же лучшим источником информации для слепого был и остается натуральный предмет - к примеру, барельефы городских памятников вряд ли смогут заменить знакомство с настоящим памятником. Именно те предметы, свойства которых воспринимаются непосредственно, дают максимум информации. Однако есть и информация, которую слепой не способен получить иными путями. Например, только барельефный герб способен дать слепому представление о гербе страны.