В России обучение детей-инвалидов по зрению с давних пор проходило отдельно от их здоровых сверстников – сначала на дому, затем в специальных классах и школах для слепых. И эта тенденция продолжает сохраняться по сей день, несмотря на то, что большая часть слабовидящих детей и подростков предпочли бы учиться вместе со своими сверстниками.

Однако большинство общеобразовательных школ до сих пор закрыто для слабовидящих детей, а получаемый на дому или в спецшколе уровень образования значительно ниже установленных стандартов, которые дают возможность подростку после школы пойти в ВУЗ и найти работу впоследствии. Одна из причин закрытости общеобразовательных школ для слабовидящих детей – в отсутствии достаточного количества специальных пособий. Учебные материалы для слабовидящих имеются далеко не в каждой школе, и их недостаток (равно как и отсутствие спецподготовки у педагогов) фактически лишает слепых детей возможности учиться вместе со сверстниками.

Между тем пособие для незрячих – отнюдь не экзотическая вещь. Шрифт Брайля, разработанный еще в XIX веке, позволяет слепым людям читать, и учебники, написанные этим шрифтом, дают возможность слабовидящим детям изучать все предметы, которые проходит в школе каждый ребенок. Значение такой возможности трудно переоценить. Книги, шрифт Брайля в которых заменяет обыкновенную типографскую печать, можно найти в специализированных библиотеках для слепых. Однако, несмотря на заявления о равенстве здоровых людей и лиц с ограниченными возможностями, школы и средние учебные заведения (не говоря уже о ВУЗах) до сих пор не позволяют слабовидящим обучаться наравне с другими детьми и подростками.